Tion | Дата: Суббота, 04.12.10, 12:31 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Vip
Сообщений: 9479
Статус: Offline
| Злость, как показывает практика, появляется у ребенка уже с семи месяцев в ответ на препятствия, возникающие на его пути к какой-то цели, будь то грудь матери или игрушка. Но примерно до полутора-двух лет она еще не имеет четкой направленности, точного адресата. Это, скорее, досада или отчаяние. Затем вспышки ярости у ребенка становятся более целенаправленными, зарождаются, а потом и закрепляются реакции агрессии. Так формируется агрессивность как черта характера, привычка видеть в окружающих источник своих невзгод, врага своего. Так вот делается это нередко с помощью самих взрослых. Например, ребенок, не умея хорошо ходить, натыкается на угол стула. Ему больно, он возмущен, плачет. Мама на его глазах «наказывает» стул: «Вот тебе! Не обижай нашего ребеночка!» На коврике над кроваткой нарисован зверь — ребенку боязно рядом с ним, и он (на всякий случай) кулачком его: «Вот тебе! Не пугай меня!» Или, увидев во дворе собачку, хватает палку, чтобы нанести ей «предупреждающий удар». И все потому, что мама или бабушка посеяла тревогу в его сознании: «Не трогай — укусит!» Со временем ребенок может подобные «превентивные действия» направлять на своих сверстников и даже взрослых, исходя из «презумпции виновности» окружающих, собственной недоверчивости к миру, тревожности, трусости, наконец. Агрессивность у детей может проявляться и по отношению к родителям. Иногда это происходит в явной, открытой форме, но чаще всего в скрытой — в форме нытья, «фырканья», упрямства. Дети очень хорошо, умело, методом «проб и ошибок» подбирают наиболее надежные, действенные, эффективные формы агрессивности. Причем, с индивидуальным подходом: для мамы, например, могут быть одни приемы, для бабушки — другие. И всякое проявление попустительства, поощрение детской агрессивности со стороны родителей, уступки, потакания только закрепляют ее, увеличивают число агрессивных проявлений. Но при этом надо учитывать еще одну особенность детей — их стремление к исследованию не только мира вещей, но и мира человеческих отношений. Очень нередко дети демонстрируют нарочно нехорошее поведение, показательно нарушая установленные правила поведения. Хорошо зная, что можно, а что нельзя, они могут умышленно делать «наоборот». Ребенку хочется посмотреть, что из этого получится, какова будет реакция взрослых. Причем моменты для этого ребенок выбирает удобные: когда вы в хорошем настроении, излучаете доброту и ласку, когда ребенок чувствует, что вам трудно будет наказать его. Вот тут-то и нужна сила родительской мудрости, умение подчинять свои мысли разуму. То, что нельзя, должно быть для ребенка нельзя всегда. Но запрещая что-то, не проявляйте агрессию сами. Во-первых, вы загоните его собственную агрессивность вглубь. Там она накопится и рано или поздно проявится в скрытой форме, ударит по уязвимым местам родителей, например, снизит успеваемость безо всяких оснований. А, возможно, перенесет свою агрессивность на какие-то другие вещи. Отсюда же возникает и молодежный вандализм, в основе которого лежит немотивированное, с точки зрения молодежи, недружелюбие, несправедливость по отношению к ним со стороны родителей, учителей, взрослых людей вообще. Нельзя не сказать и о том, что зачастую «школой» агрессивности ребенка является поведение родителей, их агрессивность по отношению друг к другу. По этому поводу мне очень нравится высказывание великого педагога Януша Корчака: «Самое большее, что может сделать отец для ребенка, – это любить его мать. Остальное, как говорится, приложится»
|
|
| |
jieemilinna | Дата: Воскресенье, 02.06.19, 10:18 | Сообщение # 2 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
| Интересная статья
|
|
| |