Начиная с 1991 года в России наблюдается стремительный рост объемов употребления алкоголя. Систематически употребляет алкоголь 90 процентов жителей страны. Особенно быстрый прирост наблюдается прежде всего у подростков, в основном за счет резкого увеличения потребления пива и слабоалкогольных напитков. Согласно експертным данным ежедневно или через день такие напитки пьют треть юношей и 20 процентов девушек, что фактически ставит под угрозу будущее нации.
Проанализируем причины сложившейся ситуации.
Всем известно, что деятельность любого предприятия направлена на получение максимальной прибыли. Размер этой прибыли напрямую зависит от объемов реализации продукции и себестоимости ее производства. Влияние на вышеуказанные факторы (в тех пределах, в которых оно возможно) обеспечивается различными инструментами, объединенными понятием «маркетинг».
Основой же маркетинга, является идея человеческих нужд и потребностей, где под термином «нужда» - понимается ощущение нехватки человеком чего-либо, а «потребность» - это нужда, принявшая определенную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью человека. Иначе говоря, в сегодняшних реалиях человек принимает решение о покупке товара (в нашем случае алкоголя) основываясь не на реальной нужде, а на «потребности», которая формируется маркетологами.
Телевидение, журналы, газеты, а с недавних пор и интернет, являются неотъемлемой частью нашей жизни и оказывают на каждого из нас огромное влияние. Рыночная экономика открыла практически неконтролируемый доступ к этим «рычагам» управления человеческим сознанием любым организациям или отдельным личностям, имеющим достаточное количество финансовых ресурсов.
Таким образом, образовался замкнутый круг: наличие капитала, открывает доступ к формированию и управлению «потребностями» людей, а люди с искусственно заложенными в них потребностями действуют в соответствии с задуманным маркетинговым планом, то есть на благо инициатора этой «потребности» (например покупают спиртные напитки).
Для более полного осознания этой технологии достаточно вспомнить любую телевизионную рекламу пива. В какой обстановке действуют герои рекламы, какое у них настроение, как относятся к ним близкие или друзья? На все вопросы можно ответить: хорошо, весело, прикольно. Так и формируется логическая цепочка – стереотип: выпьешь пива – будешь веселым, привлекательным, тебя будут уважать, а рядом будут симпатичные девушки.
Единственными действенными методами противодействия таким схемам управления сознания, являются государственные ограничения с одной стороны, и личная осведомленность каждого - с другой.
Лишь в начале нынешнего 2009 года высшие государственные деятели России осознали всю глубину алкогольной проблемы и начали предпринимать меры по снижению уровня алкоголизации страны. Ограничена реклама спиртного, ужесточены условия производства и оборота алкогольной продукции, более строгим стало наказание за вождение автомобиля в нетрезвом виде.
В свою очередь, мы надеемся, что данная статья поможет вам научиться принимать трезвые решения, основанные на собственном мнении и опыте, а не навязанные средствами массовой информации и маркетологами торговых компаний.