В предыдущей статье мы коснулись темы, как оценить «профессиональность» преподавателя, ведь от уровня преподавателя и качества его обучения зависит ваше дальнейшее знание языка.
Но что делать, если у вас не получается сменить преподавателя в силу тех или иных причин? Если вам поневоле приходится учить язык традиционным способом при всем понимании, «безнадежности» процесса? В таком случае мы можем вам посоветовать уделять больше внимания чтению и слушанию всевозможных передач на изучаемом языке, пока не представилась вам возможность полностью окунуться в языковую среду. Но делать упор на различные методики, учебники и курсы, при самостоятельном обучении, мы бы вам не советовали, надеемся, вы понимаете почему.
При изучении языка важно также четкое понимание, что язык состоит не из слов и грамматики, а из фраз и оборотов. Нам, привыкшим к русскому языку, сложно понять, что это такое, но тем, кто, к примеру, учить немецкий и французский язык, к примеру, доподлинно известно. Что нельзя на этих языках сказать «Мне 15 лет», правильно будет звучать фраза «Я имею 15 лет». Там, француз не скажет «Я спешу», вместо этого фраза будет звучать «Я имею это поспешно». Также как вместо фразы «В семь лет я пошел в школу», будет сказано «С семью годами я пошел в школу».
Так весь язык состоит из оборотов и фраз, что делает заучивание отдельных слов совершенно бесполезным, особенно, если учесть, что порой одно слово может иметь несколько разных значений в зависимости от контекста, в котором оно употребляется. Это также очень важная особенность в изучении языка.
Так, при изучении языка вы, вполне возможно, вы удивитесь, узнав, что все грамматические формы помещаются на нескольких листах, в то время как о грамматике всего языка можно рассказать за 4-5 занятий. Да и слова учить – не проблема, как говорит статистика, человек со средними возможностями в состоянии запомнить несколько сотен слов в день. «Так почему же не получается выучить язык? Вот так, легко и просто», - спросите вы.
Но проблема ведь не стоит в изучении грамматики или запоминания слов, главное в этом – научиться использовать эти слова в правильном контексте для каждого отдельного случая.
И вот следующий совет для изучающих язык: чтобы научиться хорошо говорить, активно владея языком, понимать речь, навык пассивного владения, и научиться быстро и свободно читать, за довольно коротких период, - необходима интенсивность занятий.
Как пример вышесказанного, приведем два сравнения. Представьте себе, что язык – это груда кирпичей, перекладывая который из одной кучи и складывая ее в аккуратную стопку, вы, тем самым делаете шаги по изучению языка. То есть, когда вы переложите всю кучу кирпичей в стройный ряд – можете считать, что язык выучен.
Второе сравнение. Представьте себе, что язык – это ледяная горка, взбежав на которую вы, можно сказать, покорите его. В этих двух сравнениях, в первом случае можно провести аналогию груды из 100 кирпичей в 100 занятий языком, где язык предстает в виде определенного объема материала, как самоцель. Вы учите его постепенно и обстоятельно, неважно сколько раз в неделю, главное, когда-нибудь перебрать все эти «кирпичики знаний». Во втором примере, с ледяной горкой, очень важна интенсивность в подходе к изучению языка. Забежали с разбегу на горку – можете считать язык ваш, нет – будете постоянно съезжать, скатываясь в своих знаниях и навыках к нолю. Так за 100 занятий, разбитых на этапы, вы на «ледяной горке» не продвинетесь ни на йоту, скользя на одном месте. Так, тысячу раз прикоснувшись к закрытой двери, можно ни на полщели не открыть ее, и, лишь набравшись силы и храбрости, сложив воедино все усилия, толкнуть ее и она откроется.
Язык – это не наука, его невозможно выучить, как учат какой-то определенный объем материала. Будет гораздо правильнее сказать, что к языку просто привыкают и учатся, привыкают им пользоваться как средством коммуникации. Поэтому даже вернее было бы говорить не «изучение языка», а «освоение языка». Освоение с соблюдением определенного режима «тренировок», подобно лечебным процедурам, надо быть готовым к тому ,что языку нужно уделять хотя бы два часа ежедневно, изо дня в день, из месяца в месяц. К языку надо, если можно так выразится , привыкнуть, постараться сделать его, если не частью своей жизни, то хотя бы выделить часть места в своей душе.
То есть, другими словами, если на вопрос «Готовы ли вы ежедневно заниматься?», вы отвечаете, что «Да, времени, не очень много конечно, но буду стараться как-то выкраивать время понемногу». В таком разе лучше ничего не начинать, потому что в изучении языка вы не продвинетесь ни на йоту, буксуя на одном месте.
Освоение языка нельзя растягивать, его нельзя выучить за несколько лет ( как это пытаются сделать в школе), но его вполне можно выучить за год интенсивных занятий. Можно подойти к вопросу изучения языка, так называемыми этапами. Например погружаться в язык в течении месяца-двух, что называется «с головой», а после делать месячный перерыв. То есть, если вы начали осваивать язык, а затем забросили, то все очень быстро забудется. В то время как освоенный язык, который вы таки взяли штурмом, удерживается в памяти надолго. Может позабыться разговорный язык, но он легко восстановится с новой практикой.