В жизни возникает та или иная ситуация, когда выучить иностранный язык просто необходимо, либо ваша жизнь сложилась таким образом, что вы едете за границу жить, либо вас ждет серьезное повышение по службе, стоит лишь блеснуть новыми языковыми знаниями.
Сразу за этим решением приходит куча вопросов. Как учить? Где учить? Как выбрать курсы? Преподавателя? И вообще – реально ли это?
И вот вы приходите в книжный магазин и выбираете пособия, которые вам советует продавец. Записываетесь на языковые курсы, которые посоветовали знакомые. Ищете частных преподавателей, руководствуясь лишь внутренним голосом. И не знаете самого главного ответа: правильно ли вы поступаете? Ведь до сих пор у вас не было опыта в изучении языка, как и нет мерила и правила, что хорошо, а что нет и от чего отталкиваться при выборе методик и учебников.
Неужели остается один выход – методом проб и ошибок самому искать верный путь? Все бы ничего, но при этом мы теряем время и теряем деньги, а разочарование, которое нас может постичь в итоге, иногда напрочь отбивает желание продолжать изучение языка дальше.
Прежде чем давать конкретные советы и рекомендации изучающим язык, которые помогут вам легко начать ориентироваться в море предлагаемых сегодня услуг и пособий, послушайте одну притчу о спортсменах из России. Узнали как-то они о том, что в Тибете есть монастырь, монахи которого в честь одного из праздников пробегают 80 километров. Спортсмены, заинтересовавшись этим фактом, послали в Тибет делегацию, для обмена опытом.
Приехав и Тибет, спортсмены попросили монахов пробежать дистанцию в 80 километров, чтобы понять, как это у них получается. Монахи, сперва долго не могли понять чего же от них хотят и зачем, собственно, куда-то бежать, если нет праздника, ведь тогда они бегут к месту празднования, но гости, настаивая, просили показать забег.
Хоть для монахов просьба, как, впрочем и сам бег, были бессмысленными, они согласились. Вот побежали монахи, и, не пробежав и километра, один из них сел, задыхаясь, когда его спросили представители делегации, почему он сел, тот ответил, что устал. Для него бег без цели, просто ради того, чтобы бежать – оказалось бессмысленное и утомительное занятие. То есть в итоге все сошли с дистанции, а делегация так и уехала ни с чем.
Через какое-то время, когда снова наста праздничный день, монахи легко и без труда все как один пробежали к месту праздника все 80 километров. А дело было все в том, что когда они бежали, они не считали километры и не засекали время. Для них этот бег был частью праздничного обряда, во время которого, они тоже читали молитвы, и так далее. То есть во время бега, они не думали о беге, они думали о празднике. Другими словами бег был для них средством, а праздник – целью.
Поняли ли вы мораль из вышеизложенного? Если вы спросите сейчас: «Какое отношение имеет эта история к изучению иностранного языка и ко всему тому, что вы собирались рассказать в этой статье?», то отвечу: «Самое прямое!»
Если вы, садясь за учебник, начинаете зевать и страдать от усталости, не прочитав и пары абзацев, то вы, словно тот монах, присевший на обочине дороги отдохнуть, не пробежав и километра, не виноваты в том, что наука «не идет вам в голову». Не стоит обвинять себя в лени и заниматься самобичеванием. Это нормальная реакция человеческой психики. Ведь, другими словами, знание языка для вас лишь средство на пути к цели.
Конечно, вы можете прочитать и не один абзац, но в таком разе необходимо, чтобы вам был интересен сам текст, его содержание. Сам по себе язык не может быть интересен. Точно также как во время чтения текста в учебнике – язык является целью, в то время как содержание книги – средством. Другими словами, не ругайте себя за отсутствие желания читать какой-то текст и учить какие-то слова – это не проявления лени, - это защитная реакция нашей психики, в ответ на ваше желание поломать ее и подчинить своей воле.
Можно привести еще один яркий пример. Представьте себе, что вы – преподаватель и перед вами находится группа студентов. Ваша задача сделать так, чтобы какой-то конкретный человек, встал и прошелся по комнате в заданном направлении. Вы можете, конечно, обратившись к нему попросить, чтобы он встал и прошелся по комнате. И он, естественно, выполнит вашу просьбу, но в таком разе, он будет чувствовать себя неловко, и его движения будут неуверенными, что в целом отразится на его походке.
Но вы можете также и попросить его, чтобы он, к примеру, встал и, открыл дверь. Результат будет тот же – человек встанет и пройдет по аудитории, но чувствовать и вести себя он будет достаточно раскованно. Другими словами, в таком случае открывание двери будет целью, в то время как «встать и пройтись» - будет средством для ее достижения. Тогда как в первом случае «встать и пройтись» из цели превращалось в самоцель, лишая это действо смысла.
То же самое происходит и с языком, вернее изучением языка. Когда нет четкой цели, ради которой изучение языка превращается в средство, тогда и изучение становится вынужденным и вымучанным. О том, как же учить язык, так, чтобы не только его легко выучить, но и получить от этого удовольствие, читайте во второй части статьи.