Итак, как же можно использовать знание личностных уровней в решении таких серьезных задач, как изучение иностранных языков. Как это не парадоксально, но одним из видов самостоятельной деятельности, наименее изученных в современной методике, являются личностные стратегии изучения языка, под которыми мы будем понимать систему способов самостоятельного совершенствования иноязычных речевых навыков и умений вне учебного процесса.
Этот процесс, является и очень важным моментом и для других видов речевой активности, тех, кто изучает иностранный язык, а наиболее важно – это когда человек изучает иностранный язык вне учебной аудитории, то есть самостоятельно, когда над человеком не стоит учитель с указкой, и нет никакого контроля. В данном случае это напрямую зависит от желания и потребностей, тех, кто изучает иностранный язык, зависит от человеческих индивидуально-психологических особенностей, запросов и интересов.
Так вот в соответствии с видами человеческой речевой деятельности можно выделить основные виды личностных стратегий в изучении языка.
Итак, начнем с первой, которая является из всех основных наиболее важной. Это стратегия чтения. Сюда входит чтение различных журналов и газет, чтение книг и писем, чтение различной информации на улице, будь то рекламные щиты или вывески на магазинах, ресторанах или автобусных остановках.
Вторая стратегия – это стратегия аудирования, тут тоже предельно все ясно - это восприятие радио, музыкальных передач, телепередач, лекций, записи на магнитофонной ленте, разговор приятелей, кинофильмы, театральные постановки и что самое главное в нашем случае - это восприятие аудиозаписей на иностранном языке.
Третьим пунктом обозначена разговорная стратегия – это общение с носителями языка, это разговор по телефону, это свой личный рассказ, составленный на жизненном опыте, это устный перевод текста с одного языка на другой, одним словом – это все, что связано с речевой деятельностью человека.
И, наконец, четвертой стратегией является стратегия письменной речи, а это написание текстов, писем, статей, различных сообщений, как личного, так и делового характера.
В нашем случае будет очень уместно выделить и общие признаки названных основных стратегий в изучении иностранных языков.
Первый признак – имеет отношение к естественной коммуникации - это реальные виды речевой деятельности, в которых обучаемые могут практически применить полученные знания, то есть разговаривать с носителем языка, передавать любому другому человеку информацию, петь песни, а также делиться своими эмоциями.
Второй вид по своему характеру активности - это познавательные виды деятельности - то есть творческий уровень, именно на этом уровне человек стремиться применить свои знания и способы новой своей деятельности, и желательной в новой для себя обстановке.
Третий признак по характеру управления - это самостоятельная деятельность, предполагающая свободный выбор человека, и только иногда очень ненавязчиво направляемый преподавателем. Как правило, в процессе вузовского обучения объем, и содержание учебной деятельности студентов определяются преподавателем. Часто это касается и так называемых творческих работ – написания рассказов, повестей, писем, эссе и просто сообщений. Поэтому, помимо уже внедренных в практику преподавания способов организации учебной деятельности студентов, как оказалось появилась экстренная необходимость в другой форме обучения, а именно когда отсутствует жесткое и навязчивое, а порой и грубое управление со стороны учителя.
К четвертому признаку относится временное и географическое понятие, то есть определение по месту и времени проведения - это внеаудиторные виды деятельности, а именно человек сам может выбрать себе место и время для изучения иностранного языка, для того чтобы со временем стать идеальным носителем этого самого языка.
Пятый признак имеет отношение к месту в учебном процессе - это автономные виды деятельности, которые относительно имеют отношение к учебному процессу. На занятиях студент или участник курсов получает информацию, которую он всенепременно обязан воспринять и, как в обязательном порядке повторить выученное на память обращаясь непосредственно к преподавателю или общаясь с другими участниками учебного процесса.
От успешности переработки информации зависит дальнейшая успеваемость, понимание темы и продвижение в процессе усвоения следующей информации. Прервать эту цепочку ни в коем случае нельзя.
А вот уже личностные виды деятельности, то есть самостоятельные, характеризуются свободным отношением к воспринимаемой информации. Тут уже нет давления извне, и обучаемый сам определяет ее полезность или же ему эти знания совершенно не понадобятся в дальнейшей жизни. Поэтому то и происходит все гораздо легче и быстрее, в этом случае изучение иностранного языка, проходит на порядок эффективней. Как говорится свободный выбор – без напряжения.
Но хочется отметить, что самостоятельное изучение все же может быть не таким качественным, однако, в случае необходимости можно легко и безболезненно произвести коррекцию языка и его произношения.
Таким образом, мы приходим к выводу, что метод самостоятельного изучения иностранного языка с учетом личностной стратегии, является наиболее реальным.